Достичь высоких результатов в спорте возможно только при упорных и правильно организованных тренировках в течение многих лет. Схема многолетних тренировок определяется многими факторами. В том числе: среднее количество лет постоянных физических нагрузок, требуемое для достижения лучших результатов; оптимальные возрастные рамки, в которых по максимуму открываются способности атлета; отличительные черты спортсмена и прогресс роста его спортивной квалификации; с какого возраста начал заниматься спортом и когда приступил к специальным тренировкам.
Для правильного планирования подготовки спортсмена на многие годы, основным является, точное установления оптимального возрастного периода, в который чаще всего добиваются высоких спортивных результатов.
Есть 3 возрастные зоны спортивных достижений в процессе подготовки легкоатлета:
1) зона первых успехов;
2) зона оптимальных способностей;
3) зона высоких достижений.
В большинстве видов легкой атлетике возрастные рамки для высших достижений стабильны, и обычно на них не влияет не время начала занятий, ни система тренировок, или какие-либо другие факторы. Путь от новичка до мастера спорта длиться 8-10 лет. Но не стоит забывать, что в зависимости индивидуальности легкоатлета, режима тренировок и условий жизни, возможны небольшие отклонения от представленных возрастных зон. К примеру, женщины быстрее достигают высших спортивных результатов, чем мужчины. Также, у спринтеров и прыгунов короче путь к достижению мастера спорта, чем у ходоков или стайеров. Одаренные спортсмены могут достичь больших успехов уже через 4 – 6 лет после начала серьезных тренировок.
Этапы многолетней подготовки
- Предварительной подготовки;
- Начальной спортивной специализации;
- Тренировки узконаправленной специализации;
- Спортивного совершенствования;
- Спортивного долголетия.
Между этапами подготовки нет определенных границ, их длительность может изменяться, в основном, за счет индивидуальности спортсмена, а также структуры учебно-тренировочного процесса и условий жизни. Не существует больших отличий в методике тренировок легкоатлетов на соседних этапах. К примеру, тренировки во второй половине этапа “предварительной подготовки” имеют много общего с тренировочным процессом первой половины этапа “начальной спортивной специализации” и т.д. Это видно из поставленных задачах, а также в объеме и составе выполняемых физических нагрузок.
Процесс подготовки спортсмена на многие годы должен реализовываться на основных методических положениях:
Последовательность задач, методов и средств тренировки всех возрастных групп спортсменов.
Постепенное увеличение объема средств физической подготовки. И специализированная подготовка с каждым годом должна увеличиваться, а удельный вес общей физический подготовки уменьшится до минимума.
Постоянное усовершенствование в спортивной технике. Основная задача – постижение основ спортивной техники. Далее – отрабатывание проблемных мест в технике и улучшение координации движений.
Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, предусматривает поэтапное увеличение объема и интенсивности нагрузок, так, чтобы каждый последующий период начинался и заканчивался на более высоком уровне. Этим обеспечивая последовательность нагрузок из года в год и их увеличения в течении ряда лет.
Четкое выполнение всех принципов поэтапного роста нагрузок в процессе многолетней подготовки спортсменов. Подготовленность спортсмена будет лучшей, если нагрузка на всех этапах многолетней подготовки атлета будет отвечать возрастным и индивидуальным функциональным способностям организма спортсмена и будет направлены на улучшение способностей организма спортсмена приспосабливаться к выполнению любых физических упражнений различной интенсивности.
Педагогическое влияние на воспитание физических особенностей должно содействовать полному проявлению тех из них, прирост которых более выраженный в той или иной стадии развития, в наиболее подходящие возрастные периоды. Не следует устранять отклонения в нормальном физическом росте и в становлении двигательных навыков, заниматься узкой специализации в формировании физических качеств на разных этапах подготовки.
На основе различных исследований, как теоретический так, и практических, были разработаны модели построения многолетней подготовки в разных видах легкой атлетики, которые содержат следующие компоненты:
этапы подготовки спортсмена на многие годы;
возраст спортсмена на каждом из этапов;
главные задачи подготовки;
основные средства и методики тренировок;
предельные тренировочные и соревновательные нагрузки.
Этап предварительной подготовки
Как правило, этап предварительной подготовки приходится на средний школьный возраст от 10 до 13 лет. Основными задачами в этом этапе являются: укрепление здоровья, физическое развитие, навыки правильного выполнения физических упражнений, а так же интерес к занятиям физкультурой и спортом.
Больше внимания нужно уделить детям и вопросам общественного поведения, воспитания любви к спорту так же осознанного отношения к физическим занятиям. Именно в это время дети заинтересовываются в своей специализации, а так же на данном этапе проводится набор детей в спорт школы.
Тренировки должны строиться в игровой форме, используя эстафеты, подвижные игры и т.д. Нагрузки не должны быть значительными, как в физическом, так и психологическом плане.
Так же выполняется работа на техническими элементами. Это может быть плаванье, гребля, ходьба на лыжах, футбол, баскетбол, гимнастика и т.д. Это необходимо для того, что бы создать базу навыков, движений. На основе этих навыков ребенку будет легче совершенствоваться в своем виде специализации.
Тренировки в этом периоде проводятся около 2-3 раз в неделю от 30 минут и до часу. Строятся преимущественно в игровой форме, сочетаются с уроками физической культуры в школе. Обьем нагрузок в этом периоде не большой – 100-150 часов, но с уроками физической культуры в школе могут достигать 200-250 часов в год.
Этап начальной спортивной специализации
Этот этап, как правило, охватывает первые годы перебывания в спортивной школе, это возраст от 13 до 15 лет. Задачи на тренировках ставятся следующим образом: продолжается всестороннее развитие физических качеств, работа над недостатками физподготовки, развитие интереса избранного вида спорта, закрепление навыков.
Следует так же знать, что научным фактом доказано, что в этот период будет более эффективно заниматься разносторонними тренировками. Это может быть работа над техникой, ловкостью, скоростью и другие физические качества, используя разнообразные средства физического воспитания.
Тренировки проводятся около 3-5 раз в неделю по объёму их длительность от часа до полутора часов. Годовая же нагрузка достигает от 200 до 250 часов. С уроками физической культуры часы занятия спортом достигают 400 часов. Нагрузка на этом этапе немного увеличивается, в среднем часть тренировок на избранную специализацию составляет около 20-25 процентов от всего количества занятий, остальная же часть тренировки направляется на комплексные занятия.
Хоть в этот период наблюдается интенсивный рост физических способностей у детей, но на этом этапе не стоит увеличивать физическую и психологическую нагрузку в тренировках или множеством ответственных соревнований. Так, как в дальнейшем это может остановить спортивный рост уже полностью сформировавшегося спортсмена.
Этап узконаправленной специализации
Этап узконаправленной специализации характерен углублением тренировок на избранный вид легкой атлетики. На этом этапе формируются все необходимые предпосылки для максимальной реализации индивидуальных возможностей. Главной целью является формирование мотивации к достижениям высоких результатов, этапный подход по целенаправленной работе над специальной подготовленностью спортсмена. Так же стоит отметить, что этот этап приходится на возраст от 16 до 20 лет.
В начале этапа применяются тренировки по общей подготовке, включая массу элементов различных видов спорта и постепенно переводя их к более узкому тренировочному процессу – специальной подготовке по избранному виду легкой атлетики. Так же и в видах легкой атлетики спортсмены переходят со смежных дисциплин в узконаправленные. Например, что бы бежать марафон целесообразно пройти вначале через подготовку на средние дистанции, а потом более длинные, прыгуны, например, подготавливаются через спринтерский бег и т.д.
Тренировки, направленные на физический, технический, тактический и теоретический уровень развития увеличивается благодаря увеличению тренировочного времени на избирательную направленность. Отметим, что в начале подготовительного периода широко применяются занятия комплексной направленности. Соотношение занятий на избирательную направленность и комплексной примерно 40-60 процентов. Занятия с большой нагрузкой на этом этапе занимает около 50-60 процентов времени.
От 6 до 10 раз в неделю могут проходить тренировки в этот период. Длительность этих занятий колеблется от 1,5 до 3 часов в день, составляя годовой объём от 550 до 800 часов, количество соревнований до 13-18.
Тренировочный процесс все больше углубляется в избранный вид легкой атлетики, занятия становятся специализированными, целенаправленными и с индивидуальным подходом.
Этап спортивного совершенствования
Этап спортивного совершенствования предвидет достижение максимальных результатов в тех видах легкой атлетике, которые показаны для углубленной специализации. Этап начинается приблизительно с 18 – 20 лет. Продолжительность около 8 – 10 лет. Основная задача на данном этапе – использование тренировочных средств в максимальном режиме, которые могут вызвать бурный ход адаптационных процессов. В связи с чем доля специальных упражнений увеличивается в общем объеме тренировочных работ, также, обязательная соревновательная практика. Общие величины объема и интенсивности нагрузки на трненировках достигают максимума, резко увеличивается объем специальной тактической, психологической и интегральной подготовки.
Время занятий может достигать 15 – 20 часов и более в неделю, в зависимости от специализации легкоатлета. Количество соревнований в году у спортсменов разной квалификации варьируется от 10 – 15 в многоборье до 25 – 30 в прыжках, спринте и метаниях, от 5 – 10 у ходоков и марафонцев до 30 – 40 у бегунов на средние дистанции.
На этапе спортивного совершенствоания важным факторо является предоставление условий, в которых период максимальной расположенности легкоатлета к достижению наилучших результатов совпадает с периодом максимально напряженных и сложных в координационном отношении тренировочных нагрузок. При таком стечении обстоятельств спортсмен добивается самых высоких “реальных” результатов в приемлемое время, в противном случае результаты гораздо ниже.
Особенности и продолжительность подготовки к внешним достижениям в основном зависит от специфики развития спортивного мастерства в каком-либо виде легкой атлетики, у женщин и мужчин. Так, мужчинам – спринтерам, необходимо не меньше 3 – 4 лет напряженных тренировок, чтобы преодолеть путь от мастера спорта до побед на международной арене, женщинам требуется около 2 – 3 лет. у прыгунов первые успехи на мировой арене приходят в возрасте 22 – 24 лет, а бегуны и метатели молота, толкатели ядра – в 27 – 30 лет. Наиболее длинный путь проходят многоборцы и марафонцы, но бывают и исключения.
Этап спортивного долголетия ориентирован на сохранение приобретенных с годами достижений и характеризуется только индивидуальным подходом к спортсменам. Большой тренировочный и соревновательный опыт легкоатлета помогает на даном этапе в совершентсве изучить свойственные ему особенности, сильные и слабые стороны в подготовке, найти наиболее действенные методы и средства в подготовке, варианты планирования нагрузок на тренировках. Это даст возможность увеличить эффективность и качество тренировочного процесса, что позволит сохранить уровень спортивных приобретений.
Более того, снижение функционального потенциала организма легкоатлета и его адаптационных возможностей, вызванное как элементарными возрастными изменениями систем и органов спортсмена, так и исключительно большими нагрузками на предварительном этапе многолетней подготовки, что в большинтсве случаев не дает возможности увеличить нагрузку, и удержать ее на ранее достигнутом уровне. Все это требует поиска индивидуальных резервов роста спортивного мастерства, которые позволят убрать указанные негативные факторы.
Для этапа спортивного долголетия свойственно стремление сохранить ранее достигнутый уровень функциональных способностей основных систем организма спортсмена при том же или меньшем объеме тренировочных нагрузок; последующее совершенствование технического мастерства, улучшение психологической подготовки к соревнованиям. Важным фактором сохранения спортивных достижений является тактическая зрелость, которая зависит от опыта легкоатлета в соревнованиях.
На этапе сохранения достижений, необходимо изменять средства и методы тренировочного процеса; использовать комплекс упражнений, которые не применялись раньше, новые тренажерные устройства; нестандартные средства, которые стимулируют работоспособность и эффективность исполнения двигательных действий. Существенные изменение тренировочных нагрузок помогут решить эти задачи. Так, на фоне общего сокращение объемов нагрузок в годовом тренировочном цикле эффективным может выявиться использование «ударных» малых и средних тренировочных циклов с исключительно большой нагрузкой.
Длительность этапа спортивного долголетия зависит от мотивации легкоатлета, и также, что не маловажно от здоровья атлета. В современном мире спорта возможно выступать в соревнованиях до глубокой старости. Организовывают подобные соревнований для ветеранов региональные, национальные и международные федерации ветеранов легкой атлетики, также фиксируются рекорды по всем видам легкой атлетики в разных возрастных группах. Большое число выдающихся легкоатлетов добивались побед на всевозможных соревнованиях, в том числе и на Олимпийских играх, в возрасте за 30 лет.
Статья очень хорошая, особенности этапов верно подмечены, но …
Очень ОЧЕНЬ много грамматических и пунктуационных ошибок. Будьте внимательны при использовании текста :((